Популярные сообщения

среда, 26 декабря 2012 г.

Блог учителя русского языка и литературы Алушиной Любови Тариеловны



       ГИА...
                  "Как много в этом звуке
                  Для сердца русского слилось!
                  Как много в нем отозвалось!" 
(Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831) А. С. Пушкина (1799-1837), гл. 7, строфа 36. Цитируется, чтобы выразить восхищение столицей России, историческими, национальными особенностями Москвы, ее обликом).
Мы цитируем, чтобы выразить нашу грусть и озабоченность. ГИА -2013! Действительно, большая проблема для педагогов, родителей и главных "виновников торжества" - наших выпускников. Давайте поговорим о наиболее сложной части экзамена - части С. Для тех, кто не понял, о чем идет речь, поясним: часть С - это задание с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на лингвистическую тему. По сути эта работа представляет собой лингвистический анализ текста: выпускники должны понимать и свободно оперировать такими понятиями, как разговорная лексика, неологизмы, научный стиль, разговорный стиль, просторечные слова, слова возвышенного стиля, публицистическая и научная речь, нейтральные слова. Нужно знать различные художественные приёмы, такие как олицетворение, эпитеты, синонимы, сравнительные обороты, фразеологические обороты, антонимы, метафоры, гиперболы, ирония. Увы, но  тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя. Например, в тренировочном сборнике И.П. Цибулько 36 вариантов. Но кто сказал, что у вас будет именно такой вариант:




Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский

Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский

Тест 3
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин

Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня

Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия

Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский

Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин

Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский

Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров

Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий

Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина

Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова

Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский

Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский

Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова

Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор

Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков

Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин

Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова

Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц

Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова

Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик

Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский

Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов

Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский

Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов

Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой

Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов

Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр

Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка

Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко

Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина


А почему тема не может коснуться знаков препинания в речи? Возможно, следует напомнить о функции знаков препинания:


2.
Знаки препинания
Функции знаков препинания
Запятая
Разделительная функция: разделяет однородные члены, простые предложения в составе сложного. Выделительная функция: выделяет вводные слова, обращения, причастный оборот (обособленное определение), деепричастный оборот (обособленное обстоятельство), уточняющие члены предложения.
Точка
Указывает на законченность предложения. Указывает на завершённость высказывания, законченность мысли. Разделительная функция: отделяет одно предложение от другого. Изобразительно-выразительная функция: указывает на парцелляцию.
Вопросительный знак
Разделительная и интонационная функция: указывает на вопросительный характер предложения; указывает на ожидание ответа; используется для выражения сомнения, несогласия.
Восклицательный знак
Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания, указывает на эмоциональную напряжённость. Разделительная функция: в конце предложения; интонационная функция: после обращения в начале предложения
Двоеточие
Разделительная функция: разделяет обобщающее слово и однородные члены предложения, слова автора и прямую речь, простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения.
Тире
Разделительная функция: разделяет подлежащее и сказуемое, прямую речь и слова автора, простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения, ставится в неполных предложениях.
Кавычки
Выделительная функция: выделяет прямую речь, цитаты, собственные наименования. Изобразительно-выразительная функция: слова малоупотребительные, непривычные, если автор хочет обратить на это внимание.
Скобки
Выделительная функция: ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию (вводные и вставные конструкции).
Точка с запятой
Разделительная функция: разделяет простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения.
Многоточие
Разделительная и интонационная функции: передаёт недосказанность, недоговорённость, отражает эмоциональную окраску речи – передаёт прерванность речи, вызванную общим эмоциональным напряжением, указывает на неполноту информации, на скрытый смысл, на подтекст.

 А вот и аргументация к теме "Зачем нужны знаки препинания":
К. Г. Паустовский в повести «Золотая роза» вспоминает, как однажды в редакцию, где он работал, знакомый писатель принёс рассказ, интересный по содержанию, но настолько небрежно написанный, что печатать в таком виде его было просто невозможно. И тогда опытный корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не вписав ни одного слова. На следующее утро Паустовский прочёл рассказ и онемел. «От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?

– Да просто расставил правильно все знаки препинания».

И далее Паустовский так определяет роль знаков: «Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». «Держать текст», то есть поделить его на составные части в соответствии с тем смыслом, к которому стремился автор, поделить для того, чтобы как раз добиться наилучшего восприятия читающими. В этом и заключается задача пунктуации.

 И еще пример:

Как передать читателю разные сообщения и разные чувства? Только словами здесь не обойтись. На помощь приходят знаки препинания. Откройте любую книгу, сколько их на каждой странице! Мы так привыкли к ним, что иногда даже не замечаем. А когда сами пишем, то не всегда разумно пользуемся ими. И уж совсем огорчаемся, если из-за знаков препинания получаем “двойку”. Может, они и не очень нужны?

Самый "простой" образец сочинения может выглядеть так:
   Правила пунктуации необходимо знать каждому грамотному человеку.
Пунктуация служит целям общения между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает различные значения и оттенки своей речи, читающий же, видя знаки препинания в тексте, воспринимает то, что хотел сказать пишущий.
   А так как все пишущие выступают в роли читателя, и наоборот, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся русским языком.
   Если бы писатель не разделил точками предложения в данном тексте, то читатель ничего не понял бы, а также если бы писатель не поставил бы запятые в предложении … , то его так же было бы трудно понять.
   Итак, можно с уверенностью сказать, что всякое правило о знаках препинания это своего рода договор между пишущим и читающим


Какие же основные требования будут предъявлять эксперты? Считай:
     1.  Привел ли  ты 1-2 аргумента из текста с соответствующим обоснованием? 2. Соблюдаешь ли смысловую цельность изложения, последовательность в развитии мысли, абзацное членение текста?  Достаточно один раз допустить такое нарушение, как сразу снимается балл. 3. Конечно, следует сказать и о логических ошибках. Нельзя употреблять слова, значения которых вызывают сомнения. Необходимо исключить использование противоречивых, двусмысленных слов.  Эти требования относятся к содержанию сочинения.
    Практика показывает, что оптимальный объем сочинения составляет около 120 слов.    Работа при таком объеме выглядит полноценной, аргументация - развернутой.  Текст небольшой, но именно в этом скрывается сложность. Необходимо КАЖДУЮ фразу сверять с темой, безжалостно "выбрасывая" все лишнее.  Чтобы избежать грмматических и речевых ошибок, слишком длинные фразы лучше разделить на несколько коротких и точных.



     Из 4 часов, отведенных на экзамен, часть С занимает около часа.

   В любом сочинении можно выделить по меньшей мере три части: вступление (определение темы и проблемы), основная часть ( аргументация своей позиции), вывод (он включает в себя формулировку собственного мнения по заданной теме). Тезис - аргументы - вывод! В вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца, а лучше 4, так как вторую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. Помните, что за отсутствие абзацев снимают баллы.  
Во вступлении необходимо:
сформулировать позицию автора высказывания;
выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что ...

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
не могу не согласиться с автором высказывания

я полностью согласен с ...

вынужден согласиться с ...

я разделяю точку зрения автора высказывания

я поддерживаю мнение автора

бесспорно мнение автора о том, что ..
.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ...

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

   Перед написанием работы обязательно объясните себе, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в цитате.
Например,  что в высказывании говорится:
· о богатстве, выразительности, точности русской речи;
· о средствах выражения мыслей;
· о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
· о взаимосвязи лексики и грамматики;
· о роли синтаксиса в человеческом общении;
· о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
   Хотелось бы напомнить, что пишите вы не сочинение на литературную тему.  Поэтому на первые позиции выходит не творческое воображение, а научная логика, умение структурировать текст. Работа должна быть выполнена в научном или публицистическом стиле. В этих стилях недопустимо использовать лексику, находящуюся за пределами литературного языка: жаргонизмы, диалектизмы, слова - паразиты (так сказать, как бы...).




Как правильно цитировать

Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-либо источника. Цитирование должно служить доказательством или подтверждением выдвинутых предположений. При этом каждая цитата сопровождается указанием на источник, автора. Отсутствие этого указания является фактической ошибкой в сочинении-рассуждении.

Цитирование может быть прямым или непрямым (косвенным).

Прямая цитата – это полная, без произвольного сокращения и искажения передача мысли из цитируемого текста.

Косвенная цитата – это передача информации в косвенной речи (пересказ, изложение мысли своими словами) с сохранением сути приводимого из первоисточника материала. При косвенном цитировании следует быть предельно точным и корректным в оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

Цитата заключается в кавычки. В ней сохраняются грамматическая форма, знаки препинания!

Если цитата стоит после слов лица, которому она принадлежит, то она оформляется как прямая речь.


В тексте Д. С. Лихачева читаем: «Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков».


Д. С. Лихачев так представляет интеллигентного человека: «...».


Эта мысль подтверждается в 8 предложении текста: « ...».


2. Если цитата включается в предложение авторского повествования, синтаксически связывается с авторским текстом, то первое слово цитаты пишется с маленькой буквы, например:


Д. С. Лихачев утверждает, что «именно такая интеллигентность необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей».


Автор убежден в том, что «интеллигентность нужна при всех обстоятельствах». Свое повествование об интеллигентности Д. С. Лихачев начинает с мысли о том, что «человек должен быть интеллигентным».
3. Если цитата стоит в начале синтаксического целого и авторские слова следуют за ней, то первое слово цитаты пишется с большой буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается с маленькой буквы (пропуск части текста обозначается многоточием):


«... А между тем можно иметь все это и не быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком», - утверждает Д. С. Лихачев в 11 предложении текста.


«...Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нем, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме», - пишет М. Канн в завершении своего размышления об истинных качествах человека.Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия:
пред текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения:


Ссылаясь на результаты исследований, автор в 14 предложении текста убедительно констатирует неопровержимый факт: «...причиной лесных пожаров служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими».

(В тексте: Исследования показали: причиной лесных пожаров служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими)

в середине цитаты, когда пропущена часть текста:


Д. С. Лихачев пишет: «Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье... – вот это и будет интеллигентный человек». после текста цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение
приводится не до конца:


Д. С. Лихачев утверждает: «А между тем можно иметь все это и не быть интеллигентным...».