Популярные сообщения

среда, 20 февраля 2013 г.

Где же ты, Метафора?

Анафора

(единоначатие) [от греч. anafora - вынесение вверх] - стилистическая фигура, состоящая в повторении начального слова в каждом параллельном элементе речи. Фигура, обратная эпифоре. Например: "Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья..." (М. Лермонтов). "Я обращаюсь сейчас к тому, кто собирается выйти на улицу и в этот вечер сорвать шапку с головы прохожего для того, чтобы поправить свое материальное благополучие. Я обращаюсь сейчас к тем, кто думает, как бы ему за счет ближнего своего жить получше, побогаче, повольготнее. Вы заблуждаетесь, мои братья и сестры. На этом пути вы не построите своего счастья, вы не будете счастливыми." (Из воскресной проповеди архиепископа Кирилла)



Антитеза

Семантическая фигура речи [2], состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной идее или единой точке зрения. *Мал золотник, да дорог (пословица). "Коварство и любовь" (Ф. Шиллер).

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)


[от греч. antithesis - противопоставление] - риторическая фигура, которая подчеркивает противоположность, противопоставление предметов, понятий, явлений. Основные цели антитезы - выявить сущность предмета, понятия, явления, показанного на фоне противоположного предмета или с противоположных сторон. Например: "Ты и убогая. Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная..." (Н. Некрасов). "Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами." (Л. Фейхтвангер)

Гипербола

В лексической стилистике: выражение со значением преувеличения, обычно г. бывает образной и в таком случае рассматривается как троп. *Мириады карет валятся с мостов (Н. Гоголь); Сто раз тебе говорил! Тысяча извинений!



Г. тесно связана с аллегорией, сказкой, загадкой. В одной из легенд мать говорит сыну: "Если ты хочешь искупить свою вину, ты должен высечь на камне тысячу изображений Будды. И только когда эти изображения сотрет течение времени, вина твоя будет искуплена". В загадках Г. еще более выразительна. Например, русская загадка о комаре: "Крылья орловы, хоботы слоновы, груди кониные, ноги львиные, голос медный, носы железны. Мы их бить, а они нашу кровь лить".

Тропом, противоположным Г., является литота.

Градация

В лексической стилистике : семантическая фигура речи [2]: расположение элементов высказывания (текста) в порядке их возрастающей или убывающей семантической и/или эмоциональной значимости.

*И где ж Мазепа? Где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе?

(А.Пушкин)


Инверсия

В синтаксической стилистике : синтаксическая фигура [2], отклонение от обычного (так называемого прямого) порядка слов в предложении, в результате чего переставленный элемент предложения оказывается стилистически маркированным.

*Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле…

(А. Пушкин)

Ирония

В лексической стилистике : троп, насмешливое употребление слова в смысле, обратном буквальному.

Метафора

В лексической стилистике : вид тропов, результат переноса наименования (метафоризации) с одного объекта на другой на основе имеющихся у них общих признаков/признака. *И черной музыки безумное лицо (А. Ахматова). Буря в стакане воды (Ш. Монтескье о политической неурядице в Сан-Марино).


Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов ("говор волн", "бронза мускулов").


- (от греч. metaphora - перенос) - троп слова, заключающийся в перенесении свойств одного объекта, процесса или явления на другой по принципу их сходства в каком-нибудь отношении или по контрасту.

При создании М., согласно Квинтилиану ("Двенадцать книг риторических наставлений"), наиболее типичными будут следующие четыре случая. 1) Замена (перенос свойства) одного одушевленного предмета другим одушевленным, например: "Лошади были - не лошади, тигры" (Е.Замятин. Русь). 2) Один неодушевленный предмет заменяется другим неодушевленным, например: "В тумане пустынном клубится река" (А. Пушкин. Окно.); "Над ним луч солнца золотой" (М. Лермонтов. Парус). 3) Замена (перенос свойства) неодушевленного предмета одушевленным, например: "Слово - величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные - может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость" (Горгий. Похвала Елене). 4) Замена (перенос свойства) одушевленного предмета неодушевленным, например, "Крепкое сердце" (т.е. скупое, жестокое) - говорит офицер о ростовщике Санхуэло (Р. Лесаж. Похождения Жиля Бласа из Сантильяны); "Софисты - ядовитая поросль, присосавшаяся к здоровым растениям, цикута в девственном лесу" (В. Гюго. Отверженные).

Метонимия

В лексической стилистике : вид тропов, результат переноса наименования с одного объекта на другой на основании их смежности. *В надышанную сирость чайной / Картуз засаленный бредет (М. Цветаева). Только слышно, на улице где-то / Одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). Владеть кистью. Жить пером.

 

Замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("театр рукоплескал" вместо "публика рукоплескала", или "съесть тарелку" вместо "съесть содержимое тарелки").


Город уши заткнул и уснуть захотел,
И все граждане спрятались в норы.
А у меня в этот час еще тысяча дел, -
Задерни шторы
и проверь запоры

Оксюморон

(оксиморон) Сочетание противоположных по значению слов ("живой труп", "жар холодных числ").

Олицетворение

В лексической стилистике : результат изображения неодушевленного предмета как одушевленного, относится к тропам. *Воздух дышит ароматом, / Усмехается заря (Г. Державин). Мне лепетал любимый лес (Н. Некрасов). Небу под снег хотелось, / Улицу бил озноб (Б. Пастернак). Невыразимая печаль / открыла два огромных глаза (О. Мандельштам).

Тропы

обороты, основанные на употреблении слов в переносном значении для его усиления. Тропы слов: метафора, метонимия, синекдоха, антономасия, ономатопейя, катахреза, металепсис и др. Тропы предложений: аллегория, эпитетон, эмфазис, перифразис, ирония, гипербола, эвфемизм, литота и т.д.


(от греч. tropos - способ, прием, образ). Т. - это обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Они используются для усиления выразительности речи оратора. К Т. относятся отдельные слова, которые употребляются необычным образом. Деметрий, автор "Риторики к Гереннию" говорил о возможности, используя Т., возвысить незначительный предмет. Т. содержит в себе два значения: 1) буквальное, т.е. общеязыковое; 2) иносказательное, переносное, ситуативное, т.е. относящееся к конкретному случаю.

Вопрос о классификации тропов - предмет нескончаемых споров. Приведем один из вариантов классификации. Т. можно разделить на две группы:

1. Т. слов, куда входят - а) метафора, б) метонимия, в) синекдоха, г) антономазия, д) ономатопейя, е) катахреза, ж) металепсис.

2.Т. предложений, такие как а) аллегория, б) эмфаза, в) перифраза, г) эпитет, д) ирония, е) гипербола, ж) литота, з) эвфемизм.